Кто виноват,или в ногу со временем? О духовном оздоровлении. Печать
КУЛЬТУРА - Театр
Автор: Russian Washington   
30 Октября, 2019

Автор: Ольга Орловская

Можно долго рассуждать, можно протестовать, а можно тихо смиряться с тем, что нам предлагают сейчас порой "великие деятели искусства", которые право имеют, а не тварь дрожащая.

Пианисты, без называния имен, демонстрируют свои безукоризненные формы, а вместо музыки-набор пассажей, и вот уже совсем нет содержания, зато осталась одна форма. Виолончелисты не отстают, собирают тысячи слушателей-зрителей, неся себя любимых в искусстве. Может быть все средства хороши ,чтобы привлечь молодежь. Подобным образом дело обстоит в мире живописи ,местами в литературе. Искусство давно стало коммерческим. Важно,какие издания публикуют,важно - кто о тебе пишет.... и создает имя. Режиссеры оперы и вовсе уже сошли с рельс.... .

Ведь невозможно ставить культовые Травиату, Онегина,или Кармен, как 60-70 лет назад. Вот и пускаются постановщики во все тяжкие, соревнуясь в знании психологии зрителей, Именно зрителей, а не почитателей оперы, пытаясь выставить видеоряд в приоритет, ставя певцов иногда в очень неловкие положения и в физическом и морально-этическом смысле.

Но грустно, когда таким режиссерам руководство серьезных компаний доверяет драгоценные оперы. Что случилось за последние 20 лет в России с Большим Театром, былой гордостью страны? Гастарбайтеры,Микки-Маусы и прочая куча-мала в постановке Серебрянникова в его "трактовке" "Золотого Петушка". А "Волшебная флейта" где Папагенно и Папагенна любят друг друга на похоронном венке.... А любимая всеми Кармен,где некоторые солисты просто отказываются вытворять то,что от них требует режиссер и покидают постановку. А венцом всех безобразий в Большом стала постановка модного сейчас во всем мире Чернякова оперы "Руслан и Людмила".

И мало того, что премьера оперы идет на открытии сезона главного театра страны,что на постановку потрачены баснословные деньги государства и все ожидают сенсации. Так рекламируют спектакль журналисты. И что мы получаем на выходе? Пьяный стриптиз Фарлафа,дешевый бордель в садах Черномора,тайский массаж Людмилы и после всей этой мерзости хор "Слава отчизне святой" становится китчем и глумлением. Черняков не только замарывает творение Пушкина ,все тут гораздо серьезнее. Тут похоже идеологические цели оболванить, деградировать,или просто шокировать и издеваться над публикой. И кроме того- весь этот паноптикум представлен на открытии сезона,на котором традиционно шли в самых лучших традициях такие монументальные полотна,как "Иван Сусанин" .

Рождественский, Светланов, Эрмлер, Покровский, Левенталь, Мессерер, Николай Бенуа, Григорович, Васильев- эх время золотое! Мы уж не берём время когда такие художники как А.Бенуа, Васнецов, Коровин создавали прекрасное для прекрасного.И конечно не все создатели прекрасных опер и балетов перечислены ,не все великие художники,создающие обрамление для прекрасной музыки упомянуты мною. Повезло тем, кто видел воочию их работы,а если в детстве,так на всю жизнь прививка от пошлости.

Печально, что Васильев уже ничего не ставит в Большом. Во времена, когда он был худрук Большого театра шли замечательные спектакли, красотою не уступающие даже Дзефирелльевским. Кстати упомянуть,что В. Васильев кроме всего остального прекрасный режиссер. Его талант раскрылся в полной мере в постановке потрясающей мистерии "Даруй нам мир" для Театра в Казани поставленная в 2015 году к юбилею В.Васильева. Мне директор театра любезно подарил видео. Я была потрясена.Идея,хореография и режиссура В. Васильева воплотились в нечто завораживающее,уносящее в мир ,где нет места злу,где царит справедливость,гармония и покой. Такой спектакль-мечта для исполнителей. Такой спектакль можно и нужно смотреть и слушать и детям и взрослым даже в целях духовного оздоровления.

Вполне оправдано и понятно,когда современные авторы ,представляя свои творения, в своем праве ставить свободно,с вольным ветром в паруса своего воображения. Пример тому "Дети Розенталя" Десятникова по сценарию скандально известного Сорокина . И самое интересное,что такие спектакли оказываются много приличнее и чище,чем интерпретация поруганной мировой классики. Эта постановка не вызвала ,по крайней мере у меня никакого протеста.

Я даже не буду писать о постановках в Германии.... Там уже стерта грань человеческого стыда. Мы конечно же не берем Зальцбургский фестиваль. Он по прежнему задает тон мировой опере. И было бы несправедливо сказать,что наступил закат. Много прекрасных музыкантов,художников,часто не известных в широких кругах, непризнанных. Много замечательных спектаклей. Безусловно, что хороших постановок в первых театрах мира большинство,хотя и там случаются недоразумения,но они касаются главным образом темы выбора певцов. Не называя имен,уверенно можно сказать,что иных певцов в том же Метрополитен опера 20-30 лет назад во времена эры Ливайна не допустили бы даже близко до главных партий ,а в театрах Италии,понятно бы освистали.

А теперь случается ,что Виолетта поет на октаву ниже быструю часть арии,так как больна и не допустила замены. Некие звезды первой величины поют все на четверть тона ниже,так как взяли на себя партию не по размеру:) Тенора" дают петуха" и выходят на поклон,вместо того, чтобы пойти застрелиться и им аплодирует публика,купившая дорогие билеты.... Но в остальном,прекрасная маркиза....... Замечательно, в старых традициях поставлен в 2018 "Трубадур" в опере Чикаго, искрометно поставлена опера "Свадьба Фигаро" оперой Сан-Франциско . Одна сцена бала в опере "Евгений Онегин" Вашингтонской оперы чего стоит! Так показать чувства утраты главного героя,убившего лучшего друга может только истинный талант.

Так как же сделать так ,чтобы не было разочарований,чтобы стремиться к идеалу, чтобы лучи истинного таланта согревали и делали мир лучше?